В небе, словно в море, седина стальная,
Брызжет хмурой пеной облаков тугих.
И подлодка наша, волны рассекая,
Вновь в поход уходит от снегов родных.
Знаем, ждут нас дома. Значит, мы вернемся.
Даже если всплыть нам будет не судьба,
Даже если в штабе память захлебнется,
Мы домой вернемся – помните всегда!

А. Коненков

   В 2016 году в нашем городе произошло очень важное событие.  На здании нашего лицея в торжественной обстановке была размещена мемориальная доска. На ней – молодой парень в форме моряка. На заднем плане – силуэт подводной лодки, разрезающей волны океана…

    Владимир Владимирович Лисицын – выпускник нашей школы, герой, награжденный орденом Мужества (посмертно), о подвиге которого мы узнали только спустя десятилетия…

Старшина В.В. Лисицын

   В тот день почить память героя- подводника пришли руководители муниципалитета, представители федеральных структур и общественных организаций, а также те, кто хорошо знал Владимира Лисицына и сохранил в душе память о скромном, хрупком, но с детства волевом юноше.

   «Думаю, в Озерске всегда была и будет замечательная молодежь, патриотично настроенная и готовая прикладывать усилия к тому, чтобы наша Родина во все времена оставалась сильной и процветающей державой, - глава администрации Озерского городского округа Е. Щербаков склонил голову перед подвигом своего земляка и вместе со всеми возложил цветы к памятной доске.

   Право открыть мемориальную доску в честь Владимира Лисицына было предоставлено двум подводникам в отставке: капитану второго ранга атомной подводной лодки К- 122 Тихоокеанского флота, командиру дивизиона А. Музрукову и капитану второго ранга 11 дивизии атомных подводных лодок Северного флота А. Хорошилову.

   В тот день в дар лицею №23 было передано приветственное письмо от командира атомной подводной лодки Тихоокеанского флота ВМФ СССР и России Геннадия Мелентьева. Контр-адмирал выразил признательность коллективу, преподавателям и учащимся, лицея за сохранение памяти о погибшем подводнике: «Военно-морская служба почетна, романтична, но небезопасна. На подводных лодках служили и служат только преданные России профессионалы. Случается, что не все возвращаются к родным берегам. Память о них бережется свято… Уверен, что многие из достойных парней вашей школы посвятят свою жизнь службе на подводных лодках Военно-Морского флота России».

   Как же удалось узнать о событиях тех далеких лет? Как удалось сохранить для нынешнего поколения детали недолгой, но яркой, жизни героя? В Озерске Владимир с семьей жил недолго, в ряды вооруженных сил призывался из другого города, поэтому сведений о нем у нас немного, но мы бережем их и стараемся узнать о нашем Герое больше.

Торжественный митинг в честь открытия мемориальной доски В.В. Лисицыну

   Учитель истории нашей школы, Почетный житель Озерска Альбина Валерьевна Бочкова, лично знакомая с семьей Владимира Лисицына, долгое время вела поисковую работу, связанную с его службой во флоте: «Так случилось, что похоронка на Володю пришла через полгода после его смерти, в ней было написано: погиб в океане, могилы на земле нет.   Тогда я работала учителем истории и решила узнать подробности. Шли годы, мы искали материал, но гриф «совершенно секретно» нам ничего не давал. И только много позже начали появляться сведения в интернете, уже снят не один фильм о советских подводных лодках».

   Важные сведения и фотографию героя Альбине Валерьевне Бочковой удалось получить из рук его сестры – известной органистки Евгении Лисициной, которая попросила передать глубокую благодарность озерчанам, причастным к открытию мемориальной доски: «Я в этот день мысленно буду рядом с вами».

   Именно из рассказов Евгении Владимировны мы знаем о семье Лисицыных, ее интересной истории. Деревня, в которой жили предки Евгении и Владимира Лисицыных, называется Житово, это рядом с Ясной Поляной. Существует семейное предание, что прабабушка героев нашего рассказа была кормилицей Льва Николаевича Толстого.  Он ее очень любил, навещал в ее, своими руками выложил печь в ее деревенской избе.

   В 1949 году семья Лисицыных перебралась на Южный Урал, в закрытый город Челябинск- 40, где отец Владимира и Евгении работал на секретном химическом комбинате «Маяк». Город по – прежнему закрытый, но сейчас называется Озерск. Владимир Лисицын после окончания 7-го класса уехал учиться в г. Свердловск (сейчас Екатеринбург). Он получил образование в Свердловском политехникуме и мечтал после службы в армии поступить в университет. Именно тогда, думая о будущем, Владимир сознательно выбрал службу на флоте: «Хочу туда, где интересно. Будет что внукам рассказать…».  Семья одобрила его решение.

   Евгения Владимировна Лисицына, несмотря на возраст, в настоящее время продолжает концертную деятельность, выступает в Москве, Казани, в Сибири. В прошлом году, например, ее пригласили в Кемерово на открытие нового органа в местном католическом соборе. Она поделилась с нами трогательной фотографией из семейного архивана ней будущий герой – подводник в окружении своих родных.

Семья Лисицыных. Фото из семейного архива.

   Нам было приятно узнать, что Владимира Лисицына помнят, даже спустя много лет. Его одноклассник В.В. Петров, вспоминает, что Володя был удивительным - справедливым, добрым, про таких говорят – «светлый человек», дружить с ним было здорово.
   Холодная война давно миновала, но не все ее секреты раскрыты. По –прежнему ведутся споры о причинах той трагедии. Изучив имеющиеся материалы, мы склоняемся к версии о столкновении с американской подводной лодкой «Swordfish».  

   Скорее всего, К-129 в момент столкновения следовала на перископной глубине в режиме "работы двигателя под водой". Из-за этого лодка, как говорят специалисты, была "глухой" и не слышала преследования. Американская субмарина, как полагают наши специалисты, шла за нашей лодкой в кормовом ("теневом") секторе на критически малой дистанции и произвела поворот нашей лодки. (Американцы заходили нашим лодкам в корму - в зону акустической тени - и записывали шумы винтов и механизмов. Так они набирали банк данных шумов советских подлодок с тем, чтобы при обнаружении определить тип и даже номер наших судов). Судя по тому, как К-129 лежала на дне, лодка, получив повреждения, заполнялась водой отсек за отсеком и тонула относительно медленно, давление внутри постоянно сравнивалось с внешним, поэтому ее корпус не имел явных деформаций.
      Дальше история разворачивалась, почти как в шпионском боевике. Тайный проект "Дженнифер" по подъему лодки взялся осуществить миллиардер Генри Хьюз. Специально построенное и оборудованное судно для глубоководного подъема было замаскировано под шельфовый нефтеразведчик. Однако сохранить тайну американцам не удалось. В 1970 году в посольство СССР в Вашингтоне было направлено анонимное письмо, автор которого сообщал о планировавшейся операции. В июне 1974 года в офис Г. Хьюза в Лос-Анджелесе пробрались грабители и вскрыли сейф. Вместо денежных сумм, в нем были обнаружены секретные документы о подготовке тайного подъема лодки русских. Грабители начали шантажировать ЦРУ в надежде получить за свое молчание полмиллиона долларов. А ЦРУ тянуло время, и не безуспешно - грабители, в конце концов, так и остались ни с чем. В феврале 1975 года они опубликовали сенсационный материал в " Los Angeles Times ", но к тому времени операция по подъему уже была завершена.

      После подъема лодки в 1974 году МИД СССР направил ноту США, суть которой сводилась к следующему: "Вы воровски подняли нашу лодку". Ответная нота Госдепартамента США предъявляла главный аргумент: "Вы не объявляли о гибели своей лодки". По нормам международного права в этом случае имущество считается ничьим. Последовала вторая нота МИД: "Вы нарушили братскую могилу наших воинов". США в ответ сообщили, что советские моряки перезахоронены, предоставили снимки и указали координаты захоронения в море, вблизи Гавайских островов. В 1992 году директором ЦРУ была передана российской стороне видеозапись траурной церемонии.

   Стремясь узнать больше о подводной лодке К- 129, мы продолжали поиски. И вот в каталоге одной электронной библиотеки случайно обнаружили книгу М.Б. Вознесенского «Украденная субмарина». В ней автор рассказал неизвестные подробности событий сорокалетней давности. Его сослуживец, капитан 2-го ранга А. Львов зимой 1984 года познакомился с корреспондентом «Комсомольской Правды» М. Хромаковым, который хотел написать статью о К- 129.

- Понимаете, в газету пришло письмо, - объяснял тогда корреспондент, - от матери матроса Лисицына. Жаловалась: дескать, вот уже много лет сын не пишет. И не возвращается домой. Мол, почему на флоте так долго служат?

   Оказывается, тогда извещение о смерти по какой-то причине не ушло семье только В. Лисицына…

    Сослуживцы тоже вспоминали Володю как яркую личность. Капитан 2-го ранга Сергеев, человек, далекий от всяческих сантиментов, на память процитировал четыре строки, сочиненные Владимиром Лисицыным:

И даже чайки не поверят,

Когда сквозь утренний туман

Всплывет вдруг «К-129»,

Подмяв под корпус океан…

   Перед отъездом Хромаков попросил Львов зайти завернули на склад, где матросы молодого пополнения получают обмундирование. Из пыльного фанерного ящика на стеллаже он достал новенькую бескозырку.

- Такую носил Лисицын?

- Да.

- Пошли ее матери.

     Именно в те годы, когда семья Владимира мучилась от неизвестности о судьбе Владимира, Евгения - чтобы уберечь родителей от тяжелых воспоминаний - перевезла их в Латвию, они прожили там 10 лет, после чего переехали в Москву.

  В лицее хранят память о замечательном человеке, настоящем герое – Владимире Владимировиче Лисицыне. В прошлом году ученики 6б класса приняли участие в проекте «Движения Первых» «Хранители истории», создав видеоролик о В. Лисицыне. Наши первоклашки начинают знакомство с лицеем именно от фасада здания, с которого внимательным взглядом смотрит старшина 1 статьи, командир отделения бортовых приборов подводной лодки К-129.

Память о таких замечательных людях помогает поддерживать связь поколений и служит примером патриотизма, верности долгу для молодых поколений озерчан.

Рисунок В. Летуновой  "В. Лисицын – герой - подводник"

  Мы хотим выразить слова благодарности нашему лицею в лице директора Е.А. Лукьяновой, Почетному гражданину Озерска А.В. Бочковой, учителю истории Е.Н. Паковой за помощь в подготовке этой статьи.